Обеспечение войск

Византийская кавалерия (IX в.)
Византийская кавалерия (IX в.)

Хотя каждый солдат имел при себе оружие, снаряжение и рассчитанный на несколько дней провиант, за армией всегда следовали продовольственный и вещевой обозы, что позволяло осуществлять длительные операции, а в случае необходимости и предпринимать долгие осады. Частично гужевые, частично вьючные, эти обозы сопровождались многочисленным вспомогательным персоналом из гражданских лиц: возчиками, фуражирами, офицерскими слугами и т. д. (следует отметить, что присутствие здесь особ женского пола, по всей видимости, не одобрялось).

Поскольку к возведению укреплений византийцы относились не менее серьезно, чем ранние римляне, снаряжение пехотинца обязательно включало кирку и лопату. Место для каждого лагеря выбиралось и предварительно размечалось специальным инженерным подразделением. В то время как часть армии развертывалась, чтобы обеспечить безопасность, остальные вооружались извлеченным из обозных вьюков шанцевым инструментом и, по старой римской традиции, сооружали палисад и возводили временные оборонительные укрепления.

Каждой нумерии было придано специальное подразделение, обычно состоявшее из врача и хирурга, а также 8— 10 санитаров или вспомогательного медицинского персонала. Чтобы стимулировать их к действенному исполнению обязанностей, помощникам выдавалось существенное денежное вознаграждение за каждого раненого солдата, вынесенного с поля боя и впоследствии вернувшегося в строй.

Отлично организована была и служба связи. Помимо развитых служб конных гонцов и пеших посыльных существовала также система дальнего оповещения с помощью дымовых сигналов (в светлое время суток) и сигнальных огней (ночью), так что известие о вторжении могло быть буквально в считанные минуты передано с границы в Константинополь.

В армии непременно присутствовали капелланы. Как и в Западной Европе, византийские священники и монахи всегда были готовы занять свое место в строю, хотя Православная Церковь гораздо строже Римско-католической укрощала крестоносный пыл, в большей мере придерживаясь библейской заповеди «не убий».